Принцип работы тормозного привода
Основной задачей тормозного привода является передача усилия,
прилагаемого водителем при нажатии на тормозную педаль, к тормозным
механизмам всех колес автомобиля. Как уже было сказано, в современных
автомобилях используются гидравлические тормозные приводы, в которых в
качестве рабочего элемента используется специальная тормозная жидкость.
Гидравлический привод тормозной системы состоит из:
- педали тормоза;
- рабочих тормозных цилиндров;
- главного тормозного цилиндра;
- тормозных трубок (шлангов);
- вакуумного усилителя тормозов.
Что делает водитель, когда необходимо снизить скорость или
остановиться? Правильно — нажимает ногой педаль тормоза, которая
расположена в салоне автомобиля между педалями газа и сцепления.
Приложенное усилие передается через специальный шток на поршень главного
тормозного цилиндра. Поршень, в свою очередь, давит на залитую в
систему тормозную жидкость, которая направляет усилие через топливные
трубки и шланги на тормозные цилиндры колес. При этом у тормозных
цилиндров выдвигаются поршни. Они давят на тормозные колодки, прижимая
их либо к тормозным дискам, либо к тормозным барабанам (в зависимости от
конструкции тормозов). Диск или барабан имеется у каждого колеса и
непосредственно связан с ним, поэтому когда колодки давят на вращающийся
вместе с колесом диск (барабан), движение колеса замедляется и в итоге
прекращается.
Главный тормозной цилиндр
В современных автомобилях используются гидравлические тормозные
приводы, состоящие из двух независимых контуров отдельно для каждой пары
колес. Причем контуры не обязательно связывают колеса одной оси:
например, на ВАЗ-2109 левое переднее колесо связано с правым задним, а
правое переднее — с левым задним. Если по каким-то причинам отказывает
один контур, то срабатывает второй. Конечно, такое торможение
эффективным не назовешь, но это все же лучше, чем полное отсутствие
тормозов.
Для повышения эффективности работы тормозной системы, а также
уменьшения усилия, прилагаемого водителем при нажатии на педаль,
предназначен вакуумный усилитель тормозов. Он связан непосредственно с
главным тормозным цилиндром. Основным элементом усилителя является
камера, разделенная резиновой диафрагмой на две части. Одна часть камеры
связана с впускным трубопроводом двигателя, в котором создается
разряжение, вторая ― с атмосферой. В разряженном пространстве давление
примерно на 20 % меньше атмосферного. Благодаря перепаду давлений, а
также большой площади резиновой диафрагмы создается эффект, позволяющий
заметно уменьшить усилие при нажатии на педаль тормоза.
|