Назначение и устройство кузова
Помимо того, что кузов предназначен для размещения водителя,
пассажиров и грузов, он является несущим элементом любого легкового
автомобиля. В нем расположен салон, к нему крепятся все агрегаты
трансмиссии, ходовой части, двигатель внутреннего сгорания, механизмы
управления, а также дополнительное оборудование. Кроме того, на кузов
замыкается «минус» электрической цепи автомобиля.
Кузов современного автомобиля прежде всего состоит из металла и
стекла. Конечно, используются и другие материалы (краска, грунтовка,
резиновые прокладки на дверях и стеклах, дерматин, утеплитель и др.).
Существуют также модели, у которых кузова делают из специального
крепкого пластика. Правда, это, скорее, исключение.
Металлическая часть кузова включает в себя следующие основные
компоненты: днище, крыша, крылья, панели, двери, капот и крышка
багажника.
Кроме них, кузов включает в себя ряд мелких деталей и элементов.
Лобовое и заднее стекла вставляются в специальные проемы соответственно в
передней и задней частях кузова. Боковые стекла находятся в дверях,
которые крепятся к соответствующим стойкам петлями на винтах. При этом
имеется возможность регулирования дверей по вертикали и горизонтали
относительно оси кузова. Это бывает необходимо, в частности, после
дорожно-транспортного происшествия или для обеспечения герметичности
салона.
ВНИМАНИЕ
Помните, что неотрегулированность дверей приводит к преждевременному износу замков, а также порче кузова.
Замки как передних, так и задних дверей автомобиля имеют конструкцию,
соответствующую установленным требованиям безопасности. Фиксаторы
замков сконструированы таким образом, что самопроизвольное открывание
дверей при столкновении автомобиля с препятствием исключается.
У каждой двери есть специальный ограничитель, который не позволяет ей
упираться в кузов автомобиля внешней стороной при открывании. Такая
система приобретает особое значение в ветреную погоду: часто приоткрытую
дверь сильным порывом ветра вырывает из рук и распахивает настежь,
ограничитель предотвращает выламывание двери и соприкосновение ее с
кузовом.
Внутри дверей имеются стеклоподъемники, предназначенные для
открывания и закрывания бокового стекла. Они бывают двух типов: ручные и
электрические.
Ручные стеклоподъемники приводятся в действие с помощью рукоятки,
расположенной на внутренней поверхности двери, и имеют привод от
металлического троса. Такие стеклоподъемники установлены на всех
советских и российских машинах.
Отечественные автолюбители узнали о таком благе цивилизации, как
электрический стеклоподъемник, только с приходом на наш рынок машин
иностранного производства. Электрический стеклоподъемник работает от
электрической цепи автомобиля и приводится в действие нажатием
специальной кнопки, расположенной в салоне (на дверной ручке или между
передними сидениями). На многих автомобилях используются и ручные, и
механические стеклоподъемники: например, на машинах «Форд-Эскорт» часто
для передних стекол используются электрические стеклоподъемники, а для
задних — ручные.
Лобовое (иногда его называют ветровое) и заднее стекла ― панорамные
(за исключением задних стекол хэтчбэка и универсала). Лобовое стекло
является трехслойным, а заднее и боковые — закаленными. Поэтому при
ударе лобовое стекло может лишь потрескаться, а все остальные стекла
рассыпаются на мелкие осколки. Это предотвращает травмы у водителя и
пассажиров, которые могут быть нанесены большими кусками стекла в
результате дорожно-транспортного происшествия.
Спереди и сзади кузова установлены бамперы. На старых советских
машинах они были металлическими с резиновыми накладками. Современные
автомобили чаще всего имеют бамперы из пластмассы или других подобных
материалов (пенополиуретан с добавкой стекловолокна и др.). В случае
дорожно-транспортного происшествия при столкновении спереди или сзади
именно бампер первым принимает на себя силу удара (разумеется, при
отсутствии дополнительных защитных устройств, которыми оборудуются
некоторые автомобили, в частности многие модели джипов).
Как правило, в легковых машинах предусмотрена перевозка в салоне не
более пяти человек, включая водителя. Отметим, что действующими
Правилами дорожного движения запрещается перевозка пассажиров в
количестве, превышающем установленное заводом-изготовителем.
Передние сидения автомобиля раздельные (за исключением некоторых старых
автомобилей, например «Волги» ГАЗ-21) и установлены на специальных
салазках, по которым их можно передвигать в продольном направлении в
зависимости от роста водителя и пассажира. Спинки передних сидений
наклоняются как вперед, так и назад, вплоть до полного откидывания для
организации спального места.
В трех- и двухдверных автомобилях («Опель-Астра», «Форд-Эскорт»,
ВАЗ-2108, «Запорожец» и др.) спинки передних сидений откидываются
вперед, чтобы открыть пассажирам доступ к заднему сидению.
Кузова типа «хэтчбэк» и «универсал» можно преобразовать из
пассажирского в грузовой вариант и наоборот. При этом убирается складная
полка или тент, отделяющий багажное отделение от пассажирского салона, а
заднее сидение складывается. В результате организуется довольно большое
пространство для перевозки грузов.
Днище кузова, а также внутренние поверхности крыльев покрыты
специальным средством для защиты от коррозии и улучшения шумоизоляции.
Однако, несмотря на это, рекомендуется сделать полную антикоррозийную
обработку кузова (в российских условиях эксплуатации это особенно
актуально).
В салоне располагаются все органы управления автомобилем, а также
множество устройств, призванных обеспечить безопасность и комфорт во
время движения. К ним, в частности, относятся подлокотники сидений,
подголовники, ремни безопасности и др. — в зависимости от марки и модели
автомобиля.
Кузов автомобиля окрашивается на заводе-изготовителе. Процесс
покраски современной машины довольно сложный. Он осуществляется в
несколько этапов: подготовка поверхности кузова, грунтовка, сушка,
нанесение основного слоя и т. д. Поскольку автомобили эксплуатируются в
сложных условиях (различные температурные режимы, дождь, снег,
химические реагенты на дорогах), существует необходимость высокой
антикоррозийной стойкости кузова и надежности всех слоев краски.
Что такое некачественная покраска, не понаслышке знают владельцы
автомобилей российского производства. Притчей во языцех стали истории о
том, как у новых «Жигулей» (5-й или 7-й модели) кузов начинал ржаветь
уже после первой-второй зимы.
Качество покраски кузовов иномарок нельзя сравнивать с российским.
Кстати, на многих современных машинах используются оцинкованные кузова,
благодаря чему заводы-изготовители (в частности, «Ауди», «Мерседес»)
смело дают гарантию на них на 8–10 лет. Даже менее надежные с точки
зрения кузовов «Опели» и «Форды» выдерживают несколько лет, прежде чем
на них появятся пятна ржавчины.
|