Колесные тормозные механизмы
Задачей колесного тормозного механизма является уменьшение скорости
вращения колеса вплоть до полной остановки за счет силы трения,
возникающей между тормозными колодками (вернее — их накладками) и
тормозным диском либо барабаном, к которому они прижимаются.
Как вы уже знаете, в современных автомобилях используются дисковые
или барабанные тормозные системы. Причем на одном автомобиле могут
применяться тормоза как одного, так и одновременно двух видов. В
последнем случае наиболее характерный пример — «Жигули»: в этих машинах
на передних колесах устанавливаются дисковые тормоза, на задних —
барабанные.
В барабанный тормозной механизм входят следующие основные элементы:
- тормозной барабан;
- тормозной цилиндр;
- тормозной щит;
- две тормозные колодки;
- стяжные пружины.
Тормозной щит жестко крепится на колесной балке. На щите установлен
рабочий тормозной цилиндр. При нажатии на педаль тормоза поршни в
тормозном цилиндре расходятся в стороны и давят на тормозные колодки,
которые имеют форму полуколец. Колодки прижимаются к внутренней
поверхности вращающегося вместе с колесом тормозного барабана (колесо
одето на этот барабан), замедляя его вращение вплоть до полной
остановки. Чтобы прекратить торможение, нужно отпустить педаль тормоза.
Давление на тормозные колодки прекращается, и специальные стяжные
пружины возвращают их на исходные позиции. Соприкосновение и трение
между колодками и тормозным барабаном прекращается, следовательно —
ничто не мешает колесу свободно вращаться.
Несколько иную конструкцию имеет дисковый тормозной механизм:
- тормозной диск;
- тормозной суппорт;
- тормозной цилиндр (может использоваться один или два);
- две тормозные колодки.
При использовании дисковых тормозов на передних колесах суппорт
устанавливается на поворотном кулаке колеса. Внутри суппорта находится
тормозной цилиндр (один или два — в зависимости от конструкции тормозной
системы), а также две тормозные колодки. Колодки размещены напротив
друг друга таким образом, что находятся по разные стороны тормозного
диска (иначе говоря, тормозной диск находится между тормозными
колодками). Разумеется, диск вращается вместе с колесом, с которым
жестко связан.
Дисковые тормоза на переднем колесе
Когда водитель нажимает на педаль тормоза, поршни выходят из рабочих
тормозных цилиндров и давят на тормозные колодки, которые с двух сторон
прижимаются к тормозному диску, как бы обхватывая его. Под действием
силы трения диск (а соответственно и колесо) замедляет вращение, и
автомобиль останавливается. Если необходимо прекратить торможение до
полной остановки транспортного средства, водитель отпускает педаль
тормоза. Поршни тормозного цилиндра возвращаются в исходное положение и
прекращают давление на тормозные колодки, в результате те отпускают
тормозной диск и колесо получает возможность свободно вращаться.
Тормозные колодки с диском
Из-за постоянного трения накладки тормозных колодок стираются, и
колодки приходится менять. Однако делать это приходится нечасто: новых
тормозных колодок для дискового механизма хватает на 15 000–20 000 км
пробега, барабанные колодки исправно служат как минимум
50 000–60 000 км. Иногда нужно заменять тормозные диски: со временем они
могут истончиться, что приведет к их поломке. Вместе с тем диски служат
намного дольше колодок, зачастую их хватает на весь срок эксплуатации
автомобиля.
|